Илья Франк. Как мы на самом деле осваиваем грамматику иностранного языка

Что нужно знать из грамматики, чтобы сказать, например, следующую фразу:

В нашем парке опять меняют плитку на дорожках!

Нужно знать: какой падеж будет после предлога «в» при обозначении места действия, какую форму в предложном падеже (и единственном числе) получает притяжательное местоимение «наш», какое окончание получает в предложном падеже существительное мужского рода («в парке»), какая форма глагола передает неопределенно-личное значение (форма множественного числа без местоимения: «меняют»), какое окончание будет у существительного женского рода первого спряжения в винительном падеже («плитку»), какой падеж будет после предлога «на» в данном случае, а также какую форму примет слово «дорожка» во множественном числе и предложном падеже.

Это совсем немного, так как фраза очень простая. Но чтобы ее сказать — с ходу сказать, под влиянием охватившего вас возмущения (от ясного осознания того, что не ради вашего благосостояния постоянно перекладывается плитка) — недостаточно выполнить ряд упражнений на каждый из упомянутых выше грамматических моментов. Пусть вы проработали сборник грамматических упражнений — вы просто не успеете соединить ваше знание отдельных правил в одно цельное предложение.

Как же мы все-таки осваиваем грамматику, если не упражнениями на каждое грамматическое правило?

Допустим, вам уже случалось говорить: «в нашем доме», «в нашем городе» (и тому подобные). Тогда вы (уже не задумываясь) сможете сказать и «в нашем парке».

Допустим, вам уже приходилось говорить: «в парке играют в теннис», «сосед меняет плитку»... Тогда вы с ходу сможете сказать: «В парке меняют плитку».

А если вы уже говорили: «на дорожке» и «о кошках», то легко скажете и «на дорожках».

При помощи такого варьирования человек и осваивает грамматику иностранного языка (грамматику не для выполнения тестов, а для правильной речи).

Те, кто уже освоил какой-либо язык, подумайте: не так ли (методом варьирования) вы его в конечном счете освоили (и говорите на нем)?

Если так, то почему же преподаватели тренируют своих учеников в грамматике, задавая выполнять упражнения на отдельные правила, а не методом варьирования?

Метод чтения Ильи Франка (С) 2014
Яндекс.Метрика